Инцидент при эксплуатации кран-балки
Вопрос:
В цехе есть кран-балка (подвесной электрический кран мостового типа, управляемый с пола), электрическое питание подается через троллеи. На одном из участков пропадает контакт, вероятно, из-за коррозии на троллеях, и кран-балка не двигается. Транспортировщик механосборочного цеха позвал электромонтера ЭМО. Электромонтер подтягивает за крюковую подвеску кран-балку на место, где снова появляется контакт. При данном действии электромонтер оступился и сломал ногу. Как записать вид происшествия и причины при расследовании несчастного случая? Кто является лицами, допустившими нарушения требований охраны труда, и какие документы (пункты) они нарушили?
Ответ:
Нормативно-техническая литература
1. Федеральный закон от 21.07.97 N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (с изменениями на 19.07.2011).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 30.06.2006).
3. “Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях”, утвержденное постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.10.2002 N 73.
4. ПБ 10-382-00 “Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов”.
Содержание ответа
1. На вашем предприятии произошел инцидент при эксплуатации кран-балки (отказ технического устройства) в соответствии со статьей 1 Федерального закона N116-ФЗ. Согласно этому же закону в соответствии со статьей 11 “Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности” на предприятии должно быть разработано “Положение о производственном контроле” с указанием лиц, ответственных за содержание технических устройств в исправном состоянии.
2. Расследование и учет несчастных случаев на производстве проводят в соответствии с “Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях”, а также статьями 227-231 Трудового кодекса РФ N 197-ФЗ.
3. Кран-балка должна обслуживаться в соответствии с Правилами ПБ10-382-00, в которых сказано:
<< п.9.4. Надзор и обслуживание.
……………………………………………………………………………………………………………………….
п.9.4.26. Для правильного обслуживания кранов владелец обязан обеспечить крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности и стропальщиков производственными инструкциями, определяющими их обязанности, порядок безопасного производства работ и ответственность. Производственные инструкции обслуживающему персоналу должны выдаваться под расписку перед допуском их к работе.
п.9.4.27. Владельцам кранов …. следует установить такой порядок, чтобы обслуживающий персонал (крановщики … электромонтеры, слесари …) вел наблюдение за порученным ему оборудованием путем осмотра, проверки действия и поддержания его в исправном состоянии.
Крановщики должны производить осмотр кранов перед началом работы, для чего владельцем кранов должно быть выделено время. Результаты осмотра и проверки кранов крановщиками должны записываться в вахтенный журнал, форма которого приведена в приложении 17. …
В процессе эксплуатации кран-балки вышел из строя участок троллей. Крановщик (или ответственный за эксплуатацию), назначенный приказом руководителя за эксплуатацию кран-балки, перед началом смены должен проверить функционирование ее и при наличии неисправности записать в вахтенный журнал характер неисправности и сообщить об этом ИТР, ответственному за содержание кран-балки в исправном состоянии, и лицу, ответственному за безопасное производство работ.
Ответственный за исправное состояние должен принять меры по устранению дефекта и записать в вахтенный журнал разрешение на продолжение работ после ремонта.
Подтягивание кран-балки за крюковую подвеску – это не устранение дефекта, и такой способ восстановления работоспособности кран-балки не может быть записан в инструкцию по эксплуатации кран-балки или в производственную инструкцию электромонтера.
Выводы:
1. Эксплуатация кран-балки должна проводиться в соответствии с ПБ 10-382-00 “Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов”.
2. Организация работ по безопасной эксплуатации кранов мостового типа должна соответствовать Федеральному закону N 116-ФЗ.
3. Расследование и учет несчастных случаев на производстве проводят в соответствии с “Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях”, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.10.2002. N 73, а также статьями 227-231 Трудового кодекса РФ.
4. Согласно “Акту о несчастном случае на производстве” (форма Н1):
п.8 Обстоятельства несчастного случая.
п.8.1. Вид происшествия – несчастный случай при передвижении кран-балки вручную из-за плохого контакта в троллеях.
……………………………………………………………………………………………………………………
п.9. Причины несчастного случая – (указать основную и сопутствующую причины несчастного случая со ссылками на нарушенные требования законодательных и иных нормативных правовых актов, локальных нормативных актов).
Предположительно:
– Основная причина: нарушение требований эксплуатационной документации по восстановлению функционирования кран-балки (необходимо было в первую очередь произвести ремонт троллей).
– Сопутствующая причина: нарушение требований производственной инструкции, которая должна быть выдана электромонтеру под расписку (п.9.4.26 ПБ10-382-00), где должны быть отражены его права и обязанности, в том числе и применительно к эксплуатации кран-балки.
Кто является допустившими нарушения требований охраны труда, и какие документы (пункты) они нарушили? – Это можно определить после анализа конкретно действующих документов (положений, инструкций, приказов) на предприятии, выпущенных на основании вышеперечисленных нормативно-технических документов.
Туробинский А.В.,
независимый эксперт,
главный инженер инженерно-консультационного центра
Балтийский государственный технический университет
“ВОЕНМЕХ” им.Д.Ф.Устинова